ПОДЕЛИТЬСЯ

Роды 250У древних египтян не было сомнении в обязательном участии мужчины в воспроизведении потомства. Существует несколько документальных свидетельств, в которых упоминается, что беременность женщины наступает после того, как «мужчина познал женщину».

Для полноты картины о представлениях древних египтян следует упомянуть о необычном способе зачатия. В папирусе Орбинэ (Берлинский музей), переписанном с не дошедшего до нас текста XIII века до н.э., изложена сказка «Два брата». По сказочному сюжету, при рубке дерева, в которое был превращен один из братьев, «отскочила щепка и влетела любимице (фараона) в рот, и она проглотила ее и тот же миг зачала… и вот прошло много дней, и она родила мальчика…»

Важно отметить, что древние египтяне знали о продолжительности беременности. Так, в папирусе Весткар на вопрос фараона Хуфу, когда родит Реджедет, мудрец Джеди смог уверенно ответить: «Она родит в 15 день первого месяца зимы».

О знании египтян о том, что происходит в утробе женщины, могут свидетельствовать встречающиеся фразы, относящиеся к младенцу: «он еще в яйце» или «он вышел из яйца». Вероятно, эти фразы в их понимании означали эмбриональную стадию развития человеческого организма.

Навыки акушерства в Древнем Египте преподавались в Саисе в специализированном медицинском заведении, называемом «домом жизни». Во многих храмах существовали комнаты для рождения «маммиси», стены которых покрывали многочисленные рельефы, изображающие рождение фараона или бога.

Акт рождения в древности женщины совершали на коленях, стоя на подставке из четырех кирпичей. Много народных поверий было связано с этими кирпичами. Существовали специальные заклинания, написанные на этих кирпичах, для ограждения новорожденного от злых духов. На этих же кирпичах якобы богом Тотом фиксировалась будущая судьба ребенка, «тем, который определял направление жизни и который вел счет прожитым дням». Зная об этом, можно понять фразу: «Твой час, который записан на родильном кирпиче, обязательно придет».

Процедура принятия родов описана в папирусе Весткар: «…И встала Исида перед ней (роженицей), а Нефтида позади нее, а Хекет ускорила роды…» Месхенет провозгласила судьбу новорожденного, а бог Хнум укрепил его тело… «Омыли его богини, обрезав пуповину, и положили на ложе из кирпичей…»

Примечательно, что в отдаленных районах Армении долго сохранялась древняя практика родов. С началом потужной деятельности роженица становилась на колени, с обеих сторон ее поддерживали под руки две женщины, а главная хранительница акушерских знаний и традиций — «повитуха» или «бабка», сидя позади роженицы, обеими руками сдавливала ей ягодицы, осуществляя таким образом защиту промежности.

Практика родов в положении на коленях, возможно, объясняет, почему слова «колени» и «роды» в языках многих народов имеют один корень. Видимо, и в русском языке неслучайно появились такие слова, как «поколение» и упоминание слова «колено» во фразе «12 колен Израилевых».
Помимо родов в положении на коленях в более позднее время в Египте женщины рожали, сидя в специальном кресле.

После обрезания пуповины рот младенца, заполненный слизью, очищался мизинцем акушерки, и новорожденный издавал свой первый крик. Даже в наши дни некоторые акушеры, чтобы убедиться в отсутствии аномалий во рту и на нёбе новорожденного, используют свой мизинец. Небольшие размеры, мягкость и повышенная чувствительность как нельзя лучше подходят для этих целей.

Для древних египтян касание мизинцем нёба младенца, зачем следовал его крик, явилось основой своеобразного ритуала, называемого «открытие уст». По их представлениям, после смерти человек переходит в другой мир, и для того, чтобы в ином мире он смог открыть уста, рта мумии или скульптурного изображения умершего следовало коснуться специальным ножом, напоминающим согнутый мизинец.

Можно легко убедиться, что по очертаниям согнутый мизинец напоминает созвездие Большой Медведицы.

Видимо, аналогия со звездами и заставила египтян делать ритуальные ножи для этих целей из «звездного» материала. В некоторых захоронениях фараонов найдены ритуальные ножи из метеоритного железа.

Египетский ритуал «открытия уст» имеет аналогию в ранней месопотамской цивилизации. Сохранились документальные подтверждения совершения подобного ритуала в Месопотамии над статуями богов перед их размещением в храмах. По мнению профессора А. Килмера (A. Kilmer), происхождение этого ритуала связано с акушерской практикой очистки от слизи рта новорожденного.

Помимо общих элементов в ритуале освящения статуй, в использовании кирпичей при рождении ребенка в положении на коленях, учеными обнаружено множество других совпадений в акушерстве у разных народов. Так, профессор Г. Франкфорт (Н. Frankfort) обратил внимание на то, что месопотамская богиня новорожденных Нингурсаг и египетская Месхенет имеют идентичные головные уборы. При внимательном изучении выяснилось, что головной убор богинь напоминает нож, используемый в этих странах для обрезания пуповины новорожденного.

Некоторые древнеегипетские памятники дают основание предполагать существование связи между актом деторождения и танцами. Так, на рельефе в гробнице Мереру-ка (Саккара) в зале принцессы Уатетхетор изображены фигуры танцующих женщин и наблюдающая за ними принцесса. Характерно, что на всех других рельефах, воспроизводящих события повседневной жизни, принцесса Уатетхетор изображена вместе со своим сыном, а на рельефе с танцующими женщинами фигура сына отсутствует. Видимо, танцы предназначались только для женщин. Понять смысл этого изображения помогают иероглифические надписи:

Видишь сосуд, извлеки из него содержимое. Смотри, это таинство «хенерет»! О! Четыре! Давай! Поднатужься! Это должно случиться сегодня. Поторопись! Поторопись!

Четыре в этом тексте, без сомнения, означает количество кирпичей, на которые опирается роженица.

О практике участия танцовщиц в акте рождения рассказывается в папирусе Весткар. Там помощь при родах оказывают богини, выдающие себя за танцовщиц, что и являлось достаточным основанием, чтобы получить доступ к роженице. Вместе с тем следует сказать, что в папирусе ничего не говорится о том, что переодетые богини исполняли что-либо, напоминающее танец перед роженицей.

В Древнем мире авторитет врачей был очень высок, им приписывались порой невероятные возможности, в частности в гинекологии и акушерстве. Свидетельством этому может служить сохранившаяся переписка фараона Рамсеса II с хеттским правителем Хаттусилисом III.

Судя по этой переписке, Хаттусилис был очень заинтересован в наследниках от своей сестры Массануццис, которая дважды была замужем, но детей не имела, и он обратился за помощью к египетскому фараону. В ответном письме Рамсес II на просьбу прислать врача, который приготовил бы лекарство для Массануццис, чтобы она смогла родить, высказывает сомнение в точности сообщаемого Хаттусилисом возраста сестры: «Разве ей может быть 50 лет? Нет! Ей 60 лет!»

Далее Рамсес II приводит медицинское заключение, которое сводится к тому, что невозможно изготовить для Массануццис никакое средство, которое бы ей помогло.

Прекрасная осведомленность египтян в вопросах зачатия и рождения здоровых детей дает основание полагать, что у них должно было существовать строжайшее табу на браки между ближайшими родственниками. В этой связи естественное недоумение могут вызвать факты заключений официальных браков между прямыми наследниками фараонов. По всей видимости, такие браки были фиктивными, преследующими чисто политические цели, а рождение детей у таких супругов если и происходило, то делалось это при посредстве жрецов.

Косвенным подтверждением тезиса может служить следующий случай, произошедший в Риме во времена правления там императора Тиберия, и описанный в книге Н. Morton «The Waters of Rome» (London, 1966).

Богатый молодой римлянин по имени Десиус Мундус влюбился в замужнюю женщину по имени Полина, которая являлась образцом добропорядочности и скромности, таким же был и ее муж Сатурнинус. Когда Мундус осознал, что Полина отвергнет все его домогательства, он заявил своим домочадцам, что готов умереть, и отказался принимать пищу.

Однако служанка по имени Ида, женщина, замешанная во многих нечестных делах, пообещала Мундусу за значительную сумму в золоте помочь удовлетворить его похоть. Ида знала, что Полина была ревностной почитательницей египетской богини Исиды, и придумала хитроумный план. Она за полученное от Мундуса золото уговорила служителя храма Исиды помочь завлечь Полину в ловушку. При очередном посещении Полиной храма служитель сказал ей, что бог Анубис сообщил ему о своей любви к Полине и хотел бы, чтобы она провела ночь в храме. Полина, ничего не подозревая, рассказала мужу о приглашении провести ночь в храме с богом Анубисом. Сатурнинус дал согласие, будучи абсолютно уверенным в добропорядочности супруги.

Полина пришла в храм, поужинала там, и когда пришло время сна, жрец закрыл все двери храма. После этого появился Мундус и насладился любовной близостью с Полиной в течение долгой ночи. Утром после открытия храма Полина вернулась домой и рассказала мужу, как бог Анубис представился ей.

В случившемся ничего необычного для мужа и Полины не было. Но через три дня Мундус, встретив Полину на улице, признался ей в своей проделке. Полину обуял страх, она побежала к мужу и рассказала ему то, что услышала от Мундуса. Сатурнинус тотчас посетил императора и поведал ему эту неприглядную историю.

Немедленно было проведено расследование, все получило подтверждение. В результате храм был закрыт, всех египетских жрецов распяли на крестах, статую богини Исиды выбросили в Тибр, служанку Иду приговорили к смерти, а Мундуса выслали из города.

Вот такова история, свидетельствующая о могуществе египетских жрецов оказывать выгодное им воздействие на своих соплеменников.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяПедиатрия в Древнем Египте
Следующая статьяЗолото и древний Египет
Для меценатов и доноров проекта Сообщества «Pyramid-Group». Если Вам нравится наш сайт и тема пирамид - Вы можете помочь нашему проекту «Pyramid-Group» в популяризации темы полезного применения пирамид, в развитии лучшей работы сайта Сообщества «Pyramid-Group» и в поиске новых разработок полезного применения пирамид. Карта ПриватБанк – счёт в Гривне: 4731 2191 0649 1883. Карта ПриватБанк – счёт в Рублях: 5168 7427 0428 5935. Карта ПриватБанк – счёт в Евро: 5168 7427 0428 5562. Карта ПриватБанк – счёт в Долларах США: 5168 7427 0428 5570. Туркин Геннадий Олегович, г. Краматорск, Донецкая область, Украина. E-mail: genadiy.turkin@gmail.com Телефоны в Украине: +38 (097) 281 59 50 +38 (095) 449 48 12 http://turkin.biz/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here